Отзвук былого

Каждый ребенок слышал фразы, в которых разные события увязываются с едой:

 Не получается что-то — «мало каши ел».
«Пока все не съешь, никуда не пойдешь».
«все что в тарелке — должно быть съедено»
«бабушка что, зря готовила?»
«Вот съешь всё, дам тебе конфету (пойдем в зоопарк, на аттракционы, и т.п)»
«Ложечку — за маму, ложечку — за папу»

 
и даже поговорки:
  «Кто хорошо ест, то хорошо работает.»
«Аппетит приходит во время еды»
«Хорошего человека должно быть много.»
«Пока толстый сохнет, худой сдохнет.»

Кто знает, может этот народно-воспитательный фольклор дает свой негативный вклад.

 

 

Мы воспитаны в традиционной русской культуре, которая чрезвычайно бережно относится к пище.

И тому, конечно, есть серьезные основания — всего 100 лет назад выживание человека зависело не от зарплаты, которую он получает за работу в офисе, а от климата — будет урожай или год будет голодным.

Мы часто забываем об этом, и очень зря, т.к. продолжая пользоваться старыми традиционными стереотипами, сами себе наносим вред.

Для того, чтобы сравнить обстановку, в которой мы существуем сейчас, и которая существовала в нашем недалеком прошлом, предлагаю немного окунуться в то прошлое.

Начну с напоминания о том, что по данным переписи 1897 г., в европейской части России ожидаемая при рождении продолжительность жизни мужчин была всего 27,5 лет.

Почему люди так мало жили? Да и кто были эти люди?

По данным переписи на 1917 год самое большое сословие — 85% населения — представляли крестьяне. Рабочих было значительно меньше — 15млн. человек, это примерно 10% всего населения. Но, в подавляющем большинстве русские рабочие были рабочими в первом поколении и по своему типу мышления оставались крестьянами. Совсем незадолго до 1917 г. (в 1905 г.) половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне. В городе они чувствовали себя «на заработках».

Т.е. говорить отдельно о рабочем классе России, смысла не имеет — его просто не было в том понимании, в каком мы о нем говорим в наше время.

То же самое можно сказать и о солдатах — они формировались прежде всего из крестьянства, крестьянами они в душе и оставались.

Таким образом, 95% населения России составляли или крестьяне, или те, кто вел «полукрестьянский» образ жизни. Именно их уровень жизни и оценивается в 27,5 лет.

Почему же они так мало жили? Ведь у них была земля, у них были свои теплые избы, да и экология тогда была прекрасной — чистый воздух и вода, работа велась на свежем воздухе, а не в душных помещениях…

Единственное, чего им не хватало — ЕДЫ. Крестьянам было нечего есть.

Давайте я немного процитирую А.Н.Энгельгардта «Письма из деревни», жившего в то время в деревне: «…просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает».

«Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси«.

А вот что писал Лев Толстой, который иногда говорил, что в России голод наступает не когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда: «Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, — с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, — хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все, — и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные… Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже… Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она несъедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют. Здесь бедные дворы доедали уже последнее в сентябре. Но и это не худшие деревни».

Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила в то время до общества от военных — от военкоматов того времени. Здоровье призывников было удручающим — они сообщали о том, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии.

Несколько лет назад Русская Православная Церковь сделала шаг, который лично я не понимаю и считаю недопустимым — канонизировало Николая II (прозванного в народе «Кровавый»), как святого.

Именно Николай II сделал так, что в России в конце XIX-начале XX веков производители пищи (крестьяне), не имели возможности ее употреблять сами — он обложил крестьян многочисленными денежными податями и налогами. Налоги и аренда за землю были такими огромными, что крестьянин был вынужден продавать практически весь урожай, чтобы его не выгнали с земли.

Вот что говорил историк В.В.Кондрашин на международном семинаре в 1995 г.: «Обнищание крестьянства вследствие непомерных государственных платежей, резкого увеличения в конце 90х годов XIX века арендных цен на землю.. — все это поставило массу крестьян перед реальной угрозой нищеты.. Государственная политика по отношению к деревне.. оказывала самое непосредственное влияние на материальное положение крестьянства и наступление голодных бедствий».

Не большевики вели продразверстку, это задолго до них сделал Николай II, и до самого 1917 г. весь урожай нещадно изымался из села.

Все мало-мальски развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ВВОЗИЛИ.

Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу населения и все-равно зерно ВЫВОЗИЛА. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода, было ВЫВЕЗЕНО 53,4% всего зерна.

Даже в «нормальные» годы положение было тяжелым. Об этом говорит очень низкий уровень установленного официально «физиологического минимума» — 12 пудов хлеба с картофелем в год. В нормальном 1906 году этот уровень потребления был зарегистрирован в 235 уездах с населением 44,4 млн. человек.

ВДУМАЙТЕСЬ в ЭТУ цифру!

Всего 12 пудов (192 кг) еды в год на человека! Это по 500 граммов еды в день!

Т.е. в нормальном по урожаю 1906 году 44,4 миллиона россиян съедали всего 500 граммов еды за день, и это считалось вполне приемлемым обычным питанием…

Порция картофельного пюре в обычной столовой весит 200 граммов, а полкусочка хлеба — 50 граммов. Вот и представьте, что вы кушаете две такие порции в день в течение всего года. А если в течение нескольких лет?

И, подчеркну, это был нормальный год, без голода, с хорошим урожаем.

Становится понятным, что свежий воздух, чистая вода и здоровая экология при таком питании не особенно помогут сохранить здоровье. Здоровье будет неизбежно подорвано.

Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и пушной хлеб (с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что «не было белого хлеба на соску» — грудному ребенку. Говоря научным языком, из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта.

Конечно, это и явилось причиной того чрезвычайно бережного отношения к пище, когда каждая краюха хлеба означала либо жизнь, либо смерть.

В то время были совершенно оправданы пословицы вроде «Пока толстый сохнет, худой сдохнет«. Именно тогда полнота ассоциировалась со здоровьем и благополучием, а худоба с нищетой и выживанием.

Но сейчас наступило совсем другое время. Сейчас мы работаем в офисах с кондиционерами, достаем еду из холодильника и не задумываемся о том, урожайны нынче выдался год или не урожайный.

Сейчас, в условиях пищевого изобилия, естественный и традиционный взгляд на пищу становится ВРЕДНЫМ, т.к. приводит к перееданию. Сейчас в нашей стране люди умирают не от голода, а скорее от ПЕРЕЕДАНИЯ (т.е. от ожирения и связанных с ним болезней сердца и гормональных нарушений).

Изменились и ассоциации — со здоровьем и благополучием теперь ассоциируется стройность и подтянутость, а полнота ассоциируется с неблагополучием и болезнями.

Мы все дальше отдаляемся от естественного, от природного образа жизни. Что может быть естественного в жизни в многоэтажном доме, в каждодневной езде на автомобиле на работу, в многочасовом сидении в одной позе перед компьютером, в занятиях вечером в тренажерном зале?

Ни одно из этих действий не является естественным. Мы уже давно практически полностью живем в искусственной среде.

Но в такой среде и отношение к пищи, и пищевое поведение должно быть другим, а не таким, каким оно было при жизни в естественных условиях…

Больше того, если человек, проживающий в искусственной среде, начинает питаться так, как будто он живет в среде естественной, то он неизбежно начинает ПОРТИТЬ себе здоровье и ПЕРЕЕДАТЬ. Старые рецепты выживания и опыт традиционного питания наших предков, живших в совсем других условиях, нам сейчас не подходят.

Фалеев Алексей  Школа своего тела

 





БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как резко повысить личную эффективность, с помощью простых приёмов быть на шаг впереди всех

Ваш e- mail: *
Ваше имя: *

Как продлить свою жизнь и повысить её качество

Как развить свои природные таланты и обеспечить материальное благополучие

Как победить Страх, беспокойство

Как с помощью маленьких хиростей жить легко

Как контролировать себя и свои мысли

Как усилить жизненную энергетику

Как научиться зарабатывать на жизнь не имея начальников



Хороший человек всегда нажмет на кнопку

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники