Великий Пост
Сегодня начался Великий Пост. Многие люди, в том числе даже и не верующие, начали поститься — т.е. отказываться от принятия животной пищи — от мяса, молока, яиц (кстати, исторически пост подразумевает так же и отказ от сладких продуктов питания — сахара, свеклы и моркови).
Не ошибусь, если предположу, что достаточно значительная часть постящихся расценивает Великий Пост, как диетическую рекомендацию, полезную для здоровья и похудения.
Многие полные люди специально ждут поста, рассчитывая посидеть 40 дней на постном питании, и сбросить лишние килограммы. К сожалению, это ошибочная стратегия. Постное питание — это питание высокоуглеводными продуктами, которые как раз и способствуют набору веса.
Поэтому совершенно не удивительно, что некоторые священники, строго соблюдающие все посты, имеют внушительные размеры талии и чрезмерно избыточный вес.
Нельзя подходить к Посту, как к диетической рекомендации. Суть Великого Поста совершенно в другом.
Но сначала пара слов о том, как возник Великий Пост (по статье «О Великом Посте» диакона Андрея Кураева).
Изначально Великий Пост предназначался не христианам, а язычникам. Постились язычники — те язычники, которые хотели принять Крещение.
Это сейчас можно покреститься в любое время года, практически в любой день. Раньше, во время зарождения и становления христианства (I—III века), это было не так — крестили всего несколько раз в году, прежде всего на Рождество и на Пасху. Причем крестили в основном только взрослых людей, которые сознательно были готовы к этому поступку (это было опасное решение, древняя Церковь в то время была притесняемой и преследуемой, христиан часто отлавливали и казнили).
Вот тогда и появился Великий Пост — 40-дневное испытание, которое должен пройти тот, кто хочет получить Крещение в Великую Субботу перед Пасхой. Т.е. Великий Пост имеет исключительно миссионерское происхождение.
И здесь возникало одно психологическое противоречие.
Вот представьте, приехал к язычникам христианин-миссионер, начинает проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Его слышат, проникаются проповедью и собираются креститься. Язычник начинает поститься, готовясь ко Крещению.
И миссионер, и постящиеся язычники живут рядом, в соседних домах, на глазах у друг друга. Поэтому, если в этот момент сурового поста (а для язычника это по сути духовный подвиг) миссионер начнет есть курочку, закусывая яичками и запивая молочком, то он будет точно неправильно понят. Многие язычники могут разочароваться в миссионере (а значит и в христианстве), чего миссионер не мог допустить.
Поэтому миссионеры были вынуждены, чувствуя неудобство этой ситуации, сами поститься в это время — ради язычников, которых они приводили в Церковь. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности с язычниками, как часть миссионерского служения.
Но ни тогда, ни сейчас, пост не был диетологической рекомендаций.
После того, как Великий Пост вошел в церковную жизнь, он стал иметь два практических значения.
Суть первого значения поста хорошо выразил Иоанн Златоуст: «Обуздайте языки, отложите гнев и укротите плоть».
Как мы видим, здесь нет ни слова о том, что и как, и в какой последовательности нужно есть. Что еще раз подтверждает, что суть поста неправильно понимается современным человеком.
О чем же говорит Иоанн Златоуст?
Переведем на современный язык его слова: хотя бы 40 дней не скандальте, 40 дней не осуждайте своих ближних, на 40 дней успокойте свои неуемные и многообразные желания.
Не в еде дело. Не в том, чтобы не есть мясное, а есть углеводное. Не в диете.
Как-то еще в советское время приходит к священнику женщина и спрашивает: «Батюшка, вот я работаю в советском учреждении, и я там поститься не могу, потому что в столовой там рыбный день только в четверг, всё скоромное, и я всё время на глазах у своего начальника и парторга кушаю. Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть, что есть-то?»
В ответ слышит: «Всё ешь. Людей не ешь«.
Главное в Великом Посте — воздержание от каннибализма. Людей не ешьте: не гневайтесь, не осуждайте, не раздражайте — это и будет истинный пост.
Поэтому, прежде чем начать ограничивать себя в мясе, лучше бы научиться «людей не есть». А уж только потом отказываться от животных продуктов.
Суть второго значения поста — финансовая. Святой Иоанн Златоуст так пояснял смысл второго значения поста: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим».
Вот в этом была финансовая составляющая Великого поста — выделить средства на то, чтобы помогать вдовам, инвалидам и беспризорным детям. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт Поста образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь нуждающимся.
Но разве многие в наше время задумываются о том, как бы сэкономить пару тысяч рублей на мясе, и отдать эти деньги нищим? Нет, конечно.
Постный стол, в наше время получается ДАЖЕ ДОРОЖЕ скоромного мясного питания.
А все дело в том, что постный стол — это ведь был растительно — рыбно — грибной стол. В то время он был намного дешевле скоромного стола (молочно — мясо — яичного).
Но в наше время ситуация изменилась на ровно противоположную. Мясо стоит дешевле, чем рыба и морепродукты. Яйца — дешевле, чем грибы. Молочные продукты — дешевле, чем свежие растительные продукты и свежезамороженные овощи и фрукты.
Сегодня по большей части утеряны две главные сути поста:
— главное в Посте — «не есть людей»;
— разницу в стоимости продуктов отдать нищим и нуждающимся.
У большинства населения Пост превратился в 40-дневную диету. Чрезвычайно вредную высокоуглеводную дорогую диету, лишенную какого-либо воспитательного и оздоровительного смысла.
А без главного правила (научиться «не есть людей») пост быстро превращается в муку и для самого человека, и для его близких. Голодный желудок становится источником постоянного раздражения и беспокойства. И часто бывает так, что такой постящийся человек становится жутко раздражительным и даже социально опасным. Он терпит голодные спазмы в желудке, но не умеет контролировать свое раздражение, не владеет своими эмоциями, позволяет раздражению своего желудка выливаться на всех вокруг.
И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Не потому, что человек не готов терпеть голод. А потому, что он не готов «не есть людей».
Цель Великого Поста не в том, чтобы поправить здоровье, похудеть, стать гибче и стройнее.
Цель Великого Поста в том, что научиться не гневаться, не осуждать, не раздражаться. А что Вы в это время едите — да какая разница?!
Человек, который начинает поститься (отказывать себе в мясе, яйцах и молоке) прежде чем научится не гневаться, не осуждать, не раздражаться — просто сидит на диете (достаточно вредной), которую по какому-то недоразумению он считает «Великим Постом».
Великий Пост — это не диетические рекомендации, а 40-дневный мораторий на ругань и разные патологические хотелки. Великий Пост — это 40-дневная тренировка спокойствия.
Всегда, когда возникает раздражающая нас ситуация, есть такой момент, когда мы можем выбрать — раздражаться или нет, скандалить или нет, кричать и ругаться или нет. И надо просто научиться замечать этот момент и сознательно делать выбор в пользу спокойствия и ровного настроения. 40 дней для тренировки этого навыка — это вполне достаточный срок.
А питание я бы предложил и в эти дни (как и во все другие дни в течение года) держать наиболее оптимальным для здоровья — дробным, с достаточным количеством белка (в том числе животного), жиров, клетчатки (салатов, овощей, отрубей) и супов.
Вот такой пост будет равно полезен, как полному, так и худому, как православному, так и атеисту.
А резкие и частые перемены питания всегда шли не на пользу здоровью.
Еще М.В.Ломоносов писал о вреде диетологической составляющей Великого Поста («начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее.»).
Он ставил в укор священству то, что оно бездумно скопировало для холодного климата России церковный устав, написанный для жителей теплых стран, где растут финики и смоквы, а вино пьется в качестве укрепляющего организм напитка. Он даже предлагал созвать вселенский Собор, который бы перенес Великий Пост на конец весны — начало лета, когда потребление «новых плодов земных, и свежих рыб, и благорастворенного воздуха» было бы полезно для здоровья.
М.В.Ломоносов в трактате «О сохранении и размножении российского народа» писал, что терпение Великого Поста неизбежно оборачивается последующим перееданием после окончания поста: «Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое Ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены.
Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают.
Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники».
Последствия этого переедания были многочисленными и печальными: «Между тем бедный желудок, привыкнув через долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает».
Количество умерших в дни этих после-постных перееданий было просто катастрофическим. Их было так много, что Ломоносов видел в Великом Посте основной источник демографических проблем современной ему России.
Мало что изменилось за прошедшие 250 лет. Да и не могло измениться. Любые запреты приведут к обратному — возникнет неуемное желание поесть запретного, это желание может вырасти до размеров небоскреба и совсем расшатать нервы. Типичный результат такого поведения: человек начинает сильно нервничать, а значит и много есть; в день окончания поста он как с цепи срывается и наедается от пуза именно тем, что сам себе запрещал.
В итоге, он приобретает не только невроз, но и лишние килограммы.
Именно поэтому и нельзя сидеть на диетах, и именно поэтому после диет вес только прибавляется, а нервы становятся взведенными, как пружина — чуть тронешь и взрыв.
Поэтому ни в коем случае не превращайте пост в диету. Это противоположные вещи. Диета портит нервы и губит здоровье, а настоящий пост (я имею в виду навыки самоуспокоения) лечит нервы и избавляет от болезней.
Фалеев Алексей telo_for_you@mail.ru www.faleev.com
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как резко повысить личную эффективность, с помощью простых
приёмов быть на шаг впереди всех
Как продлить свою жизнь и повысить её качество |
|
Как развить свои природные таланты и обеспечить материальное благополучие |
|
Как победить Страх, беспокойство |
|
Как с помощью маленьких хиростей жить легко |
|
Как контролировать себя и свои мысли |
|
Как усилить жизненную энергетику |
|
Как научиться зарабатывать на жизнь не имея начальников |
Пятница, мая 22 2009 at 19:50 |
Завтра разошлю ссылку всем сотрудникам, тут прикольно