Две реальности
Все мы понимаем, что каждый человек живет в своей собственной внутренней психической реальности.
При этом очень важно отметить, что внешняя реальность отличается от внутренней и часто противоречит ей.
Например, внешне привлекательный и успешный молодой человек может воспринимать себя некрасивым неудачником, и поэтому поведение его будет зажатым, скованным и боязливым. В конце концов он сам себя сделает и некрасивым, и безуспешным. Ситуация отнюдь не редкая, к сожалению.
Реже бывают обратные ситуации, когда хилый болезненный юноша видит себя в будущем только здоровым и крепким. В результате такой направленности своих мыслей, он, несмотря на очевидные видимые телесные недостатки и вопреки всем прогнозам и опасениям, развивает свое здоровье и тело до совершенства.
О таких людях слагают легенды, и они становятся символами нации. Например, такими были непобедимый полководец Александр Васильевич Суворов, основатель бодибилдинга Евгений Сандов (статуэтку именно с его изображением вручают победителям конкурса Мистер Олимпия), создатель таэквондо корейский генерал Чой Хонг Хи и многие другие.
Да и символ русского богатырства, Илья Муромец, как известно из сказаний, до не мог ходить до 33 лет.
В Библии есть совершенно гениальные по своей глубине философские размышления. Это первые строфы Евангелия от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Ин 1:1-4).
Эти слова, как мне кажется, могут вполне заслуженно стать эпиграфом к любому современному учебнику психологии.
Вдумаемся в эти строфы…
Признав, что «Слово было Бог» и заменив для лучшего уяснения смысла в вышеприведенных строфах «Бог» на «Слово», получим следующее:
«Все чрез Слово начало быть, и без Слова ничто не начало быть, что начало быть.
В Слове была жизнь, и жизнь была свет человеков. »
В результате мы получили не просто более понятное толкование Библии, но и краткое изложение всей современной психотерапии и психологии.
Современная психология подтвердила, что для человека предметы «начинают быть» только в том случае, если они поименованы, т.е. если для них нашлось СЛОВО. Человек, не знающий слов, живет не как человек, а как высшее животное.
Маленький ребенок не рождается с уже готовыми идеями, т.к. это привело бы к неадекватности в меняющихся условиях жизни. Младенец рождается и начинает познавать мир сам.
В целом, поведение младенца первого года жизни мало отличается от поведения маленького шимпанзе. Но все разительно изменяется, когда после года жизни маленький человек начинает осваивать слова.
Слова УДВАИВАЮТ мир. Новый мир — мир слов и значений — позволяет человеку оперировать вещами мысленно при их отсутствии, совершать умственные действия и эксперименты над вещами.
Таким образом, по настоящему человек рождается не тогда когда он родился биологически (как представитель вида Homo sapiens sapiens), а тогда, когда научился пользоваться Словом.
Поэтому мы вполне можем сказать о ребенке, у которого в результате воспитания появилась новая психическая реальность из слов, что он «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Слова родился».
А раз так, то мы должны признать совершенно достоверным факт существования двух миров: мира внешнего (мира объектов) и мира внутреннего (мира слов, значений).
Человек живет в двух мирах — объективном мире вещей и субъективном мире значений. Мир вещей возник в результате эволюции вещества. Мир значений возник в результате появления Слова.
Не стоит путать эти миры, иначе это приводит к многочисленным спорам и несуразностям, например:
— верующие в Бога начинают ошибочно отрицать биологическую эволюцию окружающего мира объектов (а ведь мир, созданный Словом, вовсе не является миром объектов, он является миром внутренней психической реальности человека; поэтому, на мой взгляд, современная Католическая Церковь поступила очень мудро, признав биологическую эволюцию);
— атеисты начинают ошибочно сводить психическую реальность к постулату «бытие определяет сознание», что далеко не всегда верно (например, согласно выводам различных исследований, уровень субъективного счастья мало зависит от уровня богатства: население как бедных, так и богатых стран может быть одинаково счастливо). Да и логично ли противопоставлять «бытие» и «сознание«, если сознание — это бытие Слова?…
Какой же мир важнее для человека? Объективный мир вещей или субъективный мир слов?
Конечно, для человека важнее мир СЛОВ, т.к. именно словами человек определяет и себя, и свою психическую реальность. Или как о том же самом сказано в Библии, «чадами Божиими» являются те, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога (т.е. от Слова) родились» (Ин 1:13).
Словом можно вылечить или убить. Словом можно заразить или обезвредить, унизить или возвеличить. Вся психическая реальность человека, его мечты и надежды, его прошлое и будущее — это мир слов.
Слова образуют между собой устойчивые связи, которые и формируют поведение человека, его философию.
Например, если слово «алкоголь» в психической реальности человека тесно связано со словом «радость» или «расслабление», то человек будет стараться выпивать все чаще и чаще, что в перспективе сделает его алкоголиком. А если слово «алкоголь» будет связано со словом «отравление», или «головная боль» или «потеря контроля «, то человек будет всеми силами стараться избегать алкоголя.
Если «тренировка» связана с «переутомлением», то на такую тренировку и идти не захочется (и это основная причина прекращения занятий спортом), а если «тренировка» связана с «мышечной радостью», то желания пропускать тренировки никогда не возникнет.
Психотерапия — т.е. нормализация внутреннего мира человека — по своей сути является прикладной философией и заключается «всего лишь» в установлении правильной связи между словами.
Об этом знали еще древние греки.
Эпикур (III в.до н.э.) говорил о том, что медицина, которая не врачует недуги тела, так же плоха, как философия, которая не врачует недуги души.
Практика философского консультирования, развитая в Древней Греции, и была практикой психотерапии, поэтому киники считали, что философ — это целитель души и в этом качестве является посланником Бога.
Известны рассказы о том, как появление философа в городе прекращало «споры между мужем и женой» и даже межгосударственные конфликты.
Все вышесказанное прямо относится к похудению.
Диетологи сводят похудение к подсчету калорий, белков, жиров, углеводов. Все это, конечно, важно, но не имеет никакого смысла, если не решена главная проблема — проблема психологическая.
Если человек не видит себя стройным, гибким, подвижным, легким, если он эти СЛОВА не относит к себе, то он и не станет стройным, гибким, подвижным. И самые лучшие диеты, и самые эффективные пищевые рекомендации приведут лишь к тому, что после попытки похудеть (вполне возможно, что удачной), человек опять начнет набирать вес.
Поэтому для похудения очень важно не только учиться правильным пищевым привычкам, но и учиться правильной работе со своей психикой, т.е. установить правильные отношения между словами.
Например, образ своего тела в будущем должен быть совершенно четко и совершенно бескомпромиссно связан с понятиями «СТРОЙНОСТЬ«, «ЛЕГКОСТЬ«, «ГИБКОСТЬ«.
При этом совершенно не важны ни Ваши текущие размеры, ни Ваш текущий вес. Важен лишь образ будущего.
Иначе говоря, для успешного похудения нужно действовать сразу в двух реальностях, в которых живет человек — в объективной реальности (изменять пищевые привычки) и в субъективной реальности (изменять отношение к образу своего тела). Пренебрежение одной из этих реальностей сделает весь процесс заранее обреченным.
А. Фалеев
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как резко повысить личную эффективность, с помощью простых
приёмов быть на шаг впереди всех
Как продлить свою жизнь и повысить её качество |
|
Как развить свои природные таланты и обеспечить материальное благополучие |
|
Как победить Страх, беспокойство |
|
Как с помощью маленьких хиростей жить легко |
|
Как контролировать себя и свои мысли |
|
Как усилить жизненную энергетику |
|
Как научиться зарабатывать на жизнь не имея начальников |